Гущина Екатерина
Катя Гущина

Художница и картограф Катя Гущина работает с тревелбуками, комиксами, графическими романами, иллюстрирует экспедиции. Катя родилась в Нижнем Новгороде, в 2017-м закончила бакалавриат ВШЭ по специальности «графический дизайн». В том же году вышла ее первая книга – «Сумасшедший год», посвященная поездке в Иран, в 2018-м – тревелбук «Москва – Владивосток» про путешествие по Транссибу. В этом году была издана третья книга, иллюстрированная биография «100 причин, почему плачет Лев Толстой». Готовится к изданию следующая книга в серии, «Горький, который хотел летать».

В 2021 году Катя Гущина защитила в ВШЭ магистерскую работу – графический роман про Андрея Сахарова, выполненный в технике сухой иглы; именно эта работа и представлена на выставке.

Аrtist statement по работе:
«Итак, я решила сделать книгу про академика Сахарова. И мне удалось это, но не сразу.

Невозможно сделать хорошую вещь без любви. А чтобы полюбить Сахарова, нужно его понять. Оказалось, что я ближе к нему, чем я думала, и у нас есть немало общего. Во-первых, Сахаров писал, что университет сыграл для него определяющую роль в жизни. Так было и у меня. Во-вторых, и Андрей Дмитриевич, и я какое-то время жили в одном и том же городе, только назывался он по-разному: Горький и Нижний Новгород. И в-третьих, и его, и меня изменила большая любовь.

Я благодарна тому, что сейчас появляется все больше информации о том, с чем приходилось сталкиваться диссидентам в советское время. Мы можем в полной мере увидеть и понять, с какой тьмой и каким ужасом пришлось им иметь дело. Но мы все еще не знаем ответа на вопрос: а как все эти люди смогли с этим справиться? В своей работе я предлагаю один из ответов. Он не единственный, это не чудесная волшебная палочка, но он прост, и он иногда даже работает. Оружие борьбы с тьмой – это смех. Смех над тьмой. Это и «Тараканище» Чуковского, и советские анекдоты. Смех нужен для того, чтобы поверить – «а король-то голый!», чтобы поддержать друга, чтобы разрядить обстановку.

Техника, в которой выполнены эти работы, – сухая игла и шариковая ручка. Сухая игла отвечала за советскую составляющую: объемную, черно-белую, непоколебимую. На пластике с помощью иглы процарапывался рисунок, он покрывался краской, а затем с помощью станка прижимался и печатался на бумаге. Таким образом получался черно-белый оттиск, в котором есть немного шума от передовиц «Правды» и динамики – от «Крокодила». Ну а сам Сахаров и его окружение выходили из этих серых блоков, из этих пределов эпохи, их просто не удавалось схватить сухой иглой. Поэтому он и все его окружение, тексты и разговоры всегда нарисованы поверх – шариковой ручкой.

Не все всегда шло гладко. В дни особенных сомнений в сахаровском сборнике я нашла удивительное письмо, которое адресовалось «Андрею Сахарову, в Министерство прав в Защиту человека…» Фамилия отправителя была «Гущин». Больше я не сомневалась».

Ссылка на выставку и фотографии пространства с работами:
https://www.memo.ru/ru-ru/projects/vystavka-andrej-saharov-akademik-sovesti
Ссылка на авторскую экскурсию: https://youtu.be/CP7fh2ZdWQg

Контакты:
https://t.me/ponchikovna